АДАПТАЦИЯ
1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
2. Как часто он капризничает? Реже одного-двух раз в неделю?
3. Ложится ли спать спокойно, не выводя из терпения всех домашних?
4. Все ли он ест, достаточно, не капризничает ли при этом?
5. имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно играет?
6. Часто ли он выходит из себя?
7. Всегда ли нужно присматривать за ним?
8. Удается ли ему ночью не мочиться в постели?
9. Нет ли у него привычек сосать большой палец, часто хныкать или слишком много фантазировать?
10.Можете ли Вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно Вы покидаете его навсегда?
Если Вы можете дать положительный ответ на каждый из этих вопросов, значит, Вы прекрасно воспитали Вашего ребенка и можете быть спокойны – он отлично адаптирован к жизни. Однако на самом деле лишь очень немногие родители могут так ответить на все вопросы, ибо мы растим обыкновенных людей, а не богов.
ü крайности. Например, излишняя активность или чрезмерная пассивность.
ü Возврат к более ранним привычкам. Скажем, ребенок уже несколько месяцев ел самостоятельно и вдруг снова требует, чтобы его кормили с ложечки.
ü Отставание в развитии от сверстников. К примеру, ребенок в 4 года разговаривает как в 2,5.
Подготовка ребенка к детскому саду и
помощь в адаптации.
В течение своей жизни человеку постоянно приходится проходить периоды адаптации. Для детей – это привыкание к яслям, группе детского сада, школе. Взрослому человеку тоже приходится адаптироваться, например, при поступлении на работу (вхождение в новый коллектив), в случае женитьбы, замужества, переезда. Вспомните, ведь не всегда это проходит безболезненно. Но Вы – взрослые люди, многое умеете и знаете, многому уже научились за свою жизнь. А каково же придется ребенку, которого отрывают от матери, любящих его близких людей, помещают в детский коллектив, к чужим, в сущности, для него взрослым, надолго (подчас с 7 часов утра до 19 часов вечера) оставляют в детском саду.
То, как ведет себя ребенок в детском саду, как он проходит адаптацию к новым социальным условиям, может быть очень важным показателем психологического развития малыша. Ребенок, прежде всего, должен быть готов к посещению детского сада. Иначе физическая разлука с близкими людьми может стать для него сильнейшим психотравмирующим фактором и рассматриваться малышом как потеря родительской любви. Тревога, связанная с разлукой, появляется у детей во многом потому, что они предчувствуют возможность столкновения с новыми, незнакомыми и поэтому, возможно, пугающими людьми и обстоятельствами. Чем неожиданнее расставание, тем труднее ребенку адаптироваться в новых условиях. Причиной этого может быть уже указанный страх потерять родительскую любовь и оказаться отчужденным от близких людей, а также боязнь неизвестности, опасение столкнуться с неприятностями. Поэтому Вам, родителям, необходимо уделить особое внимание подготовке ребенка к посещению детского сада, чтобы новые условия пребывания в нем не воспринимались малышом как пугающие и таящие в себе возможную опасность, а адаптация к условиям пребывания прошла максимально безболезненно.
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Как помочь ему легче адаптироваться?
Вот несколько простых рекомендаций:
F Начинайте готовить малыша заранее:
v уделяйте особое внимание особенностям его взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
v Расширяйте круг общения ребенка.
v Поощряйте его контакты с другими детьми во время прогулок, отдыха.
v Чаще водите малыша на детские площадки, различные праздники и развлечения для детей, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе (естественно в разумных пределах).
v Если Вы заметите, что Ваш малыш стеснителен, конфликтен, застенчив, поиграйте с ним в несложные коммуникативыне игры.
v Если же эти черты будут становиться более устойчивыми, проконсультируйтесь со специалистом-психологом, который поможет справиться с имеющимися проблемами.
F Внимательно отнеситесь к выбору детского сада, познакомьтесь с будущими воспитателями ребенка, убедитесь, что выбранный Вами сад полностью соответствует вашим требованиям.
L Не показывайте ребенку свое волнение относительно его поступления в детский сад. Иначе Ваша тревога передастся малышу. В этом случае у него может сформироваться изначальная установка на садик как на нечто тревожное и даже опасное.
L Не превращайте поступление в детский сад в предмет манипулирования ребенком когда он капризничает или не слушается (нередко можно услышать такие высказывания как: «Вот пойдешь в детский сад, там тебя накажут, научат, как себя вести, …» или того хуже: «Там воспитательница тебя ремнем накажет…»).
J Дома поиграйте с ребенком в «Детский сад». Роль ребенка может выполнять сам малыш или какая-нибудь игрушка. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты пребывания в садике. Продолжайте эту игру и тогда, когда малыш сам начнет ходить в детский сад. Наблюдая за поведением ребенка в игре, Вы можете увидеть, какие проблемы и трудности он испытывает, и помочь ему справиться с ними.
F Не торопитесь совсем забирать малыша из садика, если он сразу же после поступления начал болеть. Ребенок должен адаптироваться к новой микросреде, поэтому насморк в первый месяц посещения детского сада – явление вполне нормальное.
F В ходе подготовки малыша к садику и ознакомления с ним приводите его гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу и кроватку, в которой он будет спать. Подчеркните преимущества пребывания малыша в детском саду, рассказывайте, как весело и интересно будет ему с другими детьми.
F Останьтесь вместе с ребенком в группе в его первый «детсадовский» день. Будьте рядом с ним, поддерживайте и подбадривайте его.
F Не оставляйте малыша надолго в его первые дни пребывания в садике. Достаточно, если сначала малыш побудет там один 1,5-2 часа. Не опаздывайте, забирайте малыша во столько, во сколько обещали. Постепенно время пребывания ребенка в саду можно увеличить.
F Дайте ребенку с собой любимую игрушку, книжку, словом, «кусочек» дома, рядом с которым он будет чувствовать себя более спокойно, комфортно и безопасно. Расспросите малыша, что делал сегодня его Мишка (или кукла, собачка и т.п.) в детском саду, во что и с кем он играл, с кем подружился, не было ли ему скучно или грустно. Ребенку легче рассказать об игрушке, чем о своих переживаниях. С помощью этой игры Вы сможете узнать гораздо больше, чем с помощью прямых вопросов.
F Подробно расспрашивайте воспитателей о том. Как прошел день, что делал ребенок, как он себя чувствовал, какие возникали проблемы. Попытайтесь вместе с ними найти пути выхода из трудных ситуаций.