ГБДОУ Детский сад №93 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

АДАПТАЦИЯ

 

Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление)
 
– одно из ключевых понятий, употребляемых сегодня в психологии.
 
Оно подразумевает психическое здоровье личности, т.е. гармонию
 
с самим собой и окружающим миром.
  
 Точно так же, как о здоровом или больном человеке, можно говорить о
 
приспособленном к жизни или неприспособленном. Как определить,
 
здоровы ли наши дети душевно, или, иными словами, адаптированы ли
 
они? Судить об их физическом здоровье довольно просто. Если они
 
ведут себя не совсем обычно или у них плохой цвет лица, мы щупаем
 
лоб, ставим градусник, осматриваем язык либо спрашиваем, что у них
 
болит. Примерно то же самое делает врач, чтобы поставить диагноз. С
 
помощью инструментов он обследует больного, устанавливая  
 
объективные данные о болезни.  Гораздо труднее определить
 
психическое состояние наших детей. Ведь когда у ребенка поднимается
 
температура, мы точно знаем, что это пройдет. Но можем ли мы быть
 
столь же уверены, что у него исчезнут некоторые неприятные
 
черты характера, появившиеся в последнее время, не являются ли
 
они началом чего-то более опасного, что проявится позже. Как
 
оценить эти изменения? Как узнать, не являются ли они признаком
 
того, что психологи называют недостаточной адаптацией к  
 
окружающей обстановке?
 
 
Вот ряд вопросов, которые могут быть Вам полезны:
 

1.     Легко ли рассмешить Вашего ребенка?

2.    Как часто он капризничает? Реже одного-двух раз в неделю?

3.     Ложится ли спать спокойно, не выводя из терпения всех домашних?

4.    Все ли он ест, достаточно, не капризничает ли при этом?

5.     имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно играет?

6.    Часто ли он выходит из себя?

7.     Всегда ли нужно присматривать за ним?

8.    Удается ли ему ночью не мочиться в постели?

9.    Нет ли у него привычек сосать большой палец, часто хныкать или слишком много фантазировать?

10.Можете ли Вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно Вы покидаете его навсегда?

11.Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре в Вашей стороны?
  

Если Вы можете дать положительный ответ на каждый из этих вопросов, значит, Вы прекрасно воспитали Вашего ребенка и можете быть спокойны – он отлично адаптирован к жизни. Однако на самом деле лишь очень немногие родители могут так ответить на все вопросы, ибо мы растим обыкновенных людей, а не богов.

Полной адаптации, к сожалению, не бывает, и самое лучшее, на что можно рассчитывать, - как можно ближе подойти к идеалу психического здоровья. Посмотрите, сколько «да» и сколько «нет» в Ваших ответах. Если преобладают отрицательные ответы, обратитесь к психологу или воспитателю.  А если же, напротив, больше положительных ответов, Вам остается только поздравить себя с хорошим результатом. И не переживайте чересчур из-за некоторых отрицательных ответов, а то их станет еще больше.
  
Несколько слов об этом вопроснике. Он носит чисто вспомогательный характер. Не все положения в нем одинаково важны. В каких-то случаях Вам, вероятно, легче ответить «иногда» вместо определенных «да» или «нет». Цель вопросника – помочь  Вам обратить особое внимание на главные моменты в поведении Вашего ребенка, а не в том, чтобы внезапно превратить Вас в превосходного диагноста. Имейте также в виду, что вопросы эти применимы к детям от 3 до 6 лет. И чем старше ребенок в этом возрастном пределе, тем они полезнее.
 
Вообще же есть основания полагать, что ребенок хорошо адаптирован, если из его поведения исключены:

ü  крайности. Например, излишняя активность или чрезмерная пассивность.

ü  Возврат к более ранним привычкам. Скажем, ребенок уже несколько месяцев ел самостоятельно и вдруг снова требует, чтобы его кормили с ложечки.

ü  Отставание в развитии от сверстников. К примеру, ребенок в 4 года разговаривает как в 2,5.

ü  Непрекращающиеся трудности в элементарных вещах. Например, если кормление ребенка остается проблемой.
 

Подготовка ребенка к детскому саду и

 

помощь в адаптации.

 

В течение своей жизни человеку постоянно приходится проходить периоды адаптации. Для детей – это привыкание к яслям, группе детского сада, школе. Взрослому человеку тоже приходится адаптироваться, например, при поступлении на работу (вхождение в новый коллектив), в случае женитьбы, замужества, переезда. Вспомните, ведь не всегда это проходит безболезненно. Но Вы – взрослые люди, многое умеете и знаете, многому уже научились за свою жизнь. А каково же придется ребенку, которого отрывают от матери, любящих его близких людей, помещают в детский коллектив, к чужим, в сущности, для него взрослым, надолго (подчас с 7 часов утра до 19 часов вечера) оставляют в детском саду.

То, как ведет себя ребенок в детском саду, как он проходит адаптацию к новым социальным условиям, может быть очень важным показателем психологического развития малыша. Ребенок, прежде всего, должен быть готов к посещению детского сада. Иначе физическая разлука с близкими людьми может стать для него сильнейшим психотравмирующим фактором и рассматриваться малышом как потеря родительской любви. Тревога, связанная с разлукой, появляется у детей во многом потому, что они предчувствуют возможность столкновения с новыми, незнакомыми и поэтому, возможно, пугающими людьми и обстоятельствами. Чем неожиданнее расставание, тем труднее ребенку адаптироваться в новых условиях. Причиной этого может быть уже указанный страх потерять родительскую любовь и оказаться отчужденным от близких людей, а также боязнь неизвестности, опасение столкнуться с неприятностями. Поэтому Вам, родителям, необходимо уделить особое внимание подготовке ребенка к посещению детского сада, чтобы новые условия пребывания в нем не воспринимались малышом как пугающие и таящие в себе возможную опасность, а адаптация к условиям пребывания прошла максимально безболезненно.

 

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Как помочь ему легче адаптироваться?

 

Вот несколько простых рекомендаций:

F     Начинайте готовить малыша заранее:

v           уделяйте особое внимание особенностям его взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

v           Расширяйте круг общения ребенка.

v           Поощряйте его контакты с другими детьми во время прогулок, отдыха.

v           Чаще водите малыша на детские площадки, различные праздники и развлечения для детей, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе (естественно в разумных пределах).

v           Если Вы заметите, что Ваш малыш стеснителен, конфликтен, застенчив, поиграйте с ним в несложные коммуникативыне игры.

v           Если же эти черты будут становиться более устойчивыми, проконсультируйтесь со специалистом-психологом, который поможет справиться с имеющимися проблемами.

 

F     Внимательно отнеситесь к выбору детского сада, познакомьтесь с будущими воспитателями ребенка, убедитесь, что выбранный Вами сад полностью соответствует вашим требованиям.

L     Не показывайте ребенку свое волнение относительно его поступления в детский сад. Иначе Ваша тревога передастся малышу. В этом случае у него может сформироваться изначальная установка на садик как на нечто тревожное и даже опасное.

L     Не превращайте поступление в детский сад в предмет манипулирования ребенком когда он капризничает или не слушается (нередко можно услышать такие высказывания как: «Вот пойдешь в детский сад, там тебя накажут, научат, как себя вести, …» или того хуже: «Там воспитательница тебя ремнем накажет…»).

J     Дома поиграйте с ребенком в «Детский сад». Роль ребенка может выполнять сам малыш или какая-нибудь игрушка. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты пребывания в садике. Продолжайте эту игру и тогда, когда малыш сам начнет ходить в детский сад. Наблюдая за поведением ребенка в игре, Вы можете увидеть, какие проблемы и трудности он испытывает, и помочь ему справиться с ними.

F     Не торопитесь совсем забирать малыша из садика, если он сразу же после поступления начал болеть. Ребенок должен адаптироваться к новой микросреде, поэтому насморк в первый месяц посещения детского сада – явление вполне нормальное.

F     В ходе подготовки малыша к садику и ознакомления с ним приводите его гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу и кроватку, в которой он будет спать. Подчеркните преимущества пребывания малыша в детском саду, рассказывайте, как весело и интересно будет ему с другими детьми.

F     Останьтесь вместе с ребенком в группе в его первый «детсадовский» день. Будьте рядом с ним, поддерживайте и подбадривайте его.

F     Не оставляйте малыша надолго в его первые дни пребывания в садике. Достаточно, если сначала малыш побудет там один 1,5-2 часа. Не опаздывайте, забирайте малыша во столько, во сколько обещали. Постепенно время пребывания ребенка в саду можно увеличить.

F     Дайте ребенку с собой любимую игрушку, книжку, словом, «кусочек» дома, рядом с которым он будет чувствовать себя более спокойно, комфортно и безопасно. Расспросите малыша, что делал сегодня его Мишка (или кукла, собачка и т.п.) в детском саду, во что и с кем он играл, с кем подружился, не было ли ему скучно или грустно. Ребенку легче рассказать об игрушке, чем о своих переживаниях. С помощью этой игры Вы сможете узнать гораздо больше, чем с помощью прямых вопросов.

F     Подробно расспрашивайте воспитателей о том. Как прошел день, что делал ребенок, как он себя чувствовал, какие возникали проблемы. Попытайтесь вместе с ними найти пути выхода из трудных ситуаций.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Наш опрос
Какую группу посещает Ваш ребёнок?
Всего ответов: 85

Copyright MyCorp © 2019