Рекомендации для родителей
В специализированных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи на логопедических занятиях отрабатывается правильная артикуляция, четкость произношения звуков русского языка, корригируются различные дефекты ритма и темпа речи. Поскольку многие дети в силу психических особенностей испытывают затруднение в общении со взрослыми и сверстниками, обнаруживают слабые способности к отвлеченному мышлению, перед педагогом стоит задача прививать им навыки разговорной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас, учить пересказывать, составлять рассказы. Решение этой сложной задачи во многом зависит от характера преподнесения материала, его доступности, от использования наглядных пособий. Каждое занятие в специальном дошкольном учреждении нуждается в продуманном применении наглядных пособий. Особое значение в коррекционной работе придается наглядности еще и потому, что словесно- логическое мышление детей основывается на наглядно-образном мышлении. Это положение ярко раскрывает К. Д. Ушинский: «Детская природа... требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету». Правильное использование наглядного материала помогает развивать у детей наблюдательность, воспитывать живость восприятия, тренировать зрительную и словесную память, учить осмыслению увиденного, его анализу, умению сравнивать, делать выводы.
Чрезвычайно велика роль семьи в воспитании правильной речи у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям в семье. Проводить с детьми в семье занятия следует ежедневно, в форме игры. Занятия по развитию артикуляционного аппарата проводят перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений.
Работая с детьми дома, следует помнить:
1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия дадут наилучшие результаты, если они интересны для ребенка.
2. На одном занятии не следует давать большое количество упражнений. Если ребенок устал, занятие необходимо прекратить, сделав перерыв.
3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.
4. Некоторые артикуляционные упражнения у ребенка не получаются и это вызывает отказ работать. В таком случае, родители должны фиксировать внимание ребенка на том, с чем он справляется. Надо подбодрить ребенка, вернуть ему уверенность и начать работу снова: от простого к сложному, доказать, что теперь у него все получается.
Внимание, терпение, четкое выполнение предложенного материала, регулярные занятия сделают свое дело: речь вашего ребенка станет чистой.