Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата проявляется
недоразвитие общей и мелкой моторики рук. Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят ребенка в почти полную зависимость от окружающих. Дети не могут координировать работу обеих рук, управлять сложными движениями. Пальцы у таких детей слабые, не удерживают мелкие предметы. Для развития силы пальцев используем разнообразные упражнения, игры, различные виды пальчиковой гимнастики:
- игры с резинками, мячиками повышают упругость мышц ручной мускулатуры;
Я катаю мой орех,
чтобы стал круглее всех.
(катание грецкого ореха между ладонями)
- игры с веревочками, тесьмой, шнурками хорошо тренирует тонкую моторику;
- игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев: Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: ”Кыш!”
(нажимать на концы прищепок пальцами, открывая и закрывая их)
- игры с пальцами развивают жестикуляцию и эмоции.
Тренировка пальчиков и руки в целом способствуют не только общему оздоровлению организма, но и благотворно влияет на такой важный орган, как артикуляционный аппарат, что позволит ребенку быстрее овладеть правильной речью, чистым произношением звуков.
Развитие мелкой моторики пальцев положительно сказывается и на общем интеллектуальном развитии ребенка. Ручной труд оказывает в этом незаменимую помощь. Привлекая детей к труду, знакомим их с различными материалами и их свойствами, техниками выполнения работ с использованием разнообразных приспособлений и станков: кольца для плетения веревочек, косичек, заготовки из картона, челночки, катушки, 4-гранники,6-гранники, станки для плетения.
Дети радуются, когда у них на глазах кусочек бумажки, фантик от конфет превращаются в цветы, игрушки. Дети удивляются, им тоже хочется творить чудеса. Ручной труд - привлекательная работа, которая объединяет детей, развивает их творческие способности, формирует умения и навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни, учит взаимопомощи. Целенаправленные трудовые операции способствуют восстановлению нарушенных функций, наглядность результата дает детям радость творчества. У детей формируется осознание значимости собственной личности за счет оценки результатов деятельности, развивается мелкая моторика пальцев и функция руки, развивается внимание, мышление, речь, расширяется словарный запас, развивается творческое воображение, художественный вкус.
Работы детей адресуем в качестве подарков родителям, друзьям, близким, детям младших групп, используем как украшение для группы, устраиваем выставки детских работ.
Проводим консультации и обучение родителей работе с бумагой, нитками, ватой, природным материалом. Цель этих мероприятий – организовать совместный труд взрослых и детей, так как, вспоминая мысль В.А.Сухомлинского, у детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого и ребенка. А что, как не поделка, сделанная с мамой и папой, вызовет большую гордость у ребенка. В процессе работы пришла к выводу, что ручной труд действительно оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического и психического здоровья.
Значение взаимодействия семьи и детского сада для всестороннего развития ребенка.
Воспитатель Воробьева Г. В.
Дошкольное детство – уникальный период жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому, ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В семье ребенок учится жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми – делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Если в семье нет любви, доверия, эмоциональной близости, то нет почвы для социального развития. Ссоры, разобщенность Эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказываются на психическом развитии ребенка, на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Детский сад это не просто очередной этап в жизни ребенка, это первый значимый шаг к самостоятельности. До детского сада ребенок был единственным объектом опеки со стороны взрослых и его жизнь определялась преимущественно его желаниями. В детском саду собственные желания маленького человечка становятся вторичными, а на первый план выходит необходимость подчиняться общим правилам, нормам, условиям. Жизнь ребенка в детском саду организована, наполнена яркими событиями. У него начинают формироваться лидерские навыки: умение организовывать сверстников, распределять роли, планировать действия, анализировать результат. В детском саду ребенок приобретает первый социальный опыт, и навыки общения со сверстниками, приобретает знания, умения, готовится к обучению в школе. Детский сад предоставляет ребенку возможность упражняться в человеческих отношениях: умение поделиться, договориться, посочувствовать, принять любовь и доверие друга, отстоять свои позиции, находить эффективные решения в конфликтных ситуациях. Ребенок учится жить в коллективе, он ориентирован на общение с разными взрослыми и детьми. Соответственно у него формируется умение сотрудничать. В детском саду ребенок узнает, как попросить взрослого о помощи, обратиться с вопросом, выразить свои чувства, эмоции, заинтересованность, он учится общаться деликатно, вежливо, доброжелательно со взрослыми и сверстниками. От этих умений во многом зависит успеваемость ребенка в школе, его оценки, мотивация к обучению и, что немаловажно, эмоциональное благополучие.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной гармонично развитой личности необходимо укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Известная народная мудрость гласит: " Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”.