Воспитатель
Дроздова Ольга Ивановна
статья: "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста." (декабрь 2013)
Рекомендации родителям по работе с природным материалом.
Любую прогулку с детьми – в лесу, парке, на берегу реки можно превратить в увлекательное творческое путешествие, показывая детям разные виды цветов, листьев, трав, семян, шишек, коры, камней и ракушек и рассказывая что, как и когда нужно собирать для поделок из природного материала. Малыши, с их безграничным любопытством и фантазией, с огромным интересом впитывают занимательную информацию.
Прежде всего дети должны запомнить, что к растениям нужно относиться бережно – не вырывать их с корнем, не портить клумбы, не обламывать ветки деревьев, так как это наносит большой вред природе. Также расскажите им, что лучшее время для сбора растений – конец лета – начало осени, когда природа расцвечена самыми яркими красками, которые прекрасно сохраняются при засушивании.
Собирать растения следует в сухую теплую погоду, иначе они будут плохо сохнуть и даже могут подгнить. После прогулки материал сортируют и вкладывают между страницами книг и газет. Еще лучше, если у вас найдется необходимый запас промокательной бумаги.
При работе лучше всего пользоваться клеем ПВА и мягкой кисточкой, которую после использования необходимо тщательно промыть.
В качестве основы берут белую или цветную плотную бумагу. На служащей фоном бумаге разложите растительный материал, составляя композицию в центральной части листа. Еле заметной карандашной линией обведите её контуры. Затем снимите растения с листа и приклеивайте в соответствии с замыслом, следя, чтобы они не выходили за границы карандашных отметок.
Вы можете с детьми составить:
- декоративные композиции (узор в квадрате, в круге, на полосе)
- предметные (бабочки, стрекозы, фигурки животных, людей, деревьев и т.д).
- сюжетные (пейзажи, натюрморты, сказочные сюжеты)
- попробуйте с детьми сделать мини-скульптуры из шишек, каштанов, желудей, орехов и прочего природного материала, соединяя детали поделки между собой кусочками пластилина или клеем ПВА.
Для развития мелкой моторики рук используйте шишки, желуди, каштаны. Их можно сжимать в кулаках, катать между ладонями, по столу. Скорлупками от орехов, семенами арбуза, дыни, тыквы, кабачка, горохом, фасолью, бобами выложите контуры предметов в раскрасках.
Применяйте природный материал в совместных играх: «Посчитать каштаны», «Помоги золушке», «С какой ветки детки?», «Магазин цветов», «Найди такой же», «Чудесный мешочек» и т.д. В играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей об объектах природы.
Вместе с детьми Вы можете пофантазировать, используя разнообразнейший природный материал, поработать творчески. Вы сможете творить шедевры буквально из ничего – природа щедра на подарки, нужно только искусно распорядиться её дарами, идя от простых идей и технологий к более сложным, Вы научитесь с помощью доступных инструментов и вспомогательных материалов создавать свои неповторимые композиции. Творческое общение с природным материалом успокаивает и отрешает от повседневных проблем, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию.
Помните у Пушкина:
Цветок засохший безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…
Успехов Вам!