Особенности формирования элементарных математических навыков у детей с ДЦП.
Учитель-дефектолог Павлюк Ольга Владимировна группа №1.
При обучении детей счёту в дошкольном возрасте, и тем более, если мы говорим об обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями, необходимо постоянно использовать наглядный материал. Благодаря манипуляциям с наглядными предметами ребенок легче осваивает математические действия. К отвлеченному счёту можно переходить только после того, как у ребенка сформировался навык пересчитывать конкретные предметы. Вот типичные ошибки, которые дети допускают при пересчёте предметов:
1. начинают счёт справа налево.
2. начинают считать с предмета, расположенного в середине ряда.
3. пропускают предметы при пересчете.
4. считают один предмет дважды или несколько раз.
5. пропускают числа при назывании числового ряда.
6. не подводят итог пересчёта.
На следующем этапе учим ребенка оперировать двумя множествами предметов. Когда элементы двух множеств накладываются друг на друга, либо располагаются рядом (прикладываются). И ребенок учится устанавливать равенство либо неравенство данных множеств. И делать вывод: «Зайчиков больше, чем морковок. Одному зайчику не хватило морковки. Либо, морковок больше, чем зайчиков. Одна морковка лишняя.» А затем дети учатся устанавливать ответ на самый сложный вопрос: «на сколько больше/меньше».
Чтобы научить детей правильно соотносить цифры и числа, можно поиграть в такую игру: взрослый показывает цифру, а ребенок откладывает нужное количество предметов. Или наоборот, взрослый показывает количество предметов, а ребенок находит нужную цифру.
Для подготовки ребенка к школе очень важно освоить состав числа в пределах 10. Уметь разложить число на составляющие, например,
5=1+4
5=4+1
5=2+3
5=3+2
5=1+1+1+1
Можно попросить ребенка придумать варианты, как составить заданное число, либо выставить меньшее число и попросить добавить, чтобы получилось заданное число.
Затем дети могут решать простейшие задачи сначала на наглядном материале, а позже и без него.
Часто родители спрашивают, чем дефектолог отличается от логопеда. Учитель-дефектолог на своих занятиях большую часть времени уделяет коррекции и развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), а также пространственных и временных представлений, конструирования, элементарных математических представлений, моторики. В то время, как учителя-логопеды занимаются, в основном, развитием разных сторон речи воспитанников (артикуляторно-мимической мускулатуры, фонетико-фонематического восприятия, грамматики, лексики, связной речи) и грамоты.